Р

Разочарование года — «Щелкунчик» Кончаловского

Посмотрел «Щелкунчика» Кончаловского, которого начали рекламировать как главное событие детского кинематографа чуть ли не за год до премьеры.

Увы, увы, совершенное разочарование, которое лишь усилили первоначальные позитивные впечатления от трейлера.

Основная претензия — история жутко затянута, высидеть два часа картины практически невозможно. И хотя формально в фильме присутствует все необходимое для создания драйва — драки, погони, спецэффекты — у меня возникло ощущение что нарушен ритм их подачи, в результате чего видео практически лишено эффекта неожиданности и драйва.

Приглашенные звезды играют хорошо, но маловыразительно. 3D, в который в спешном порядке после «Аватара» постарались перевести фильм, нисколько себя не оправдывает. Иллюзия объема изображения возникает единожды, когда персонаж-шимпанзе пускает в зал колечко дыма. Зачем ради этого секундного момента два часа держать на носу 3d-очки — совершенно не понятно. Предательски заметны дыры в бюджете и экономия на компьютерной графике: за фильм Щелкунчик раза четыре превращается в мальчика и всякий раз нам показывают деревянную ладонь, волшебным образом становящуюся телом.

Но главная проблема картины, как всегда у нас в принципе, — это примитивность сценария и отсутствие у повествования заметной идеологии. Перед Кончаловским стояла очевидная, но непростая задача: скрестить по-новому сказку Гофмана с музыкой Чайковского. К сожалению, он с ней абсолютно не справился. От Гофмана осталась лишь общая сюжетная канва, лишенная мистической драмы и глубокой образности. Музыку великого балета было решено переформатировать в опереточные песенки весьма условной поэтической ценности, исполняемые голосом Филиппа Киркорова и иже с ним.

Главную ставку режиссер сделал на визуальное противопоставление мира людей и крыс. Дизайнерски это решено хорошо, мир людей — удачно воссозданная картина европейской жизни начала XX века, крысы разыгрывают мир фашистской Германии. Но и здесь дальше картинки и внешней стилизации дело не идет. Окружающий мир не накладывает никакого отпечатка на мировоззрение или поведение героев, которые ведут себя с линейностью персонажей рекламных роликов.

Итог: от детского фильма работы Кончаловского я ждал трех успехов:
оригинальной, умной адаптации классической сказки для современного зрителя,
демонстрации спецэффектов как художественного приема, а не центра повествования,
создания «европейского» кино с участием российских актеров (хотя бы заметной частью труппы).

Ожидания не оправдались по всем статьям: повествование строится на ожидаемых, заезженных штампах и идет по пути примитивизации и откровенного популизма, спецэффекты выбиваются из общей картины, как в дешевом корейском фэнтези, из русских актеров опознается лишь Юлия Высоцкая, которая воспринимается в большей степени протеже самого Кончаловского, нежели отечественной актерской среды.

Впечатление на выходе из зала: полное разочарование, бюджеты освоены, на выходе — пшик!(

Илья Переседов

Добавить комментарий