П

Про сериал «Спящие» откровенно и без мата

Новый русский сериал про чекистов «Спящие» просто бездарен. Поэтому из-за него могут особо не переживать совестливые создатели и либеральные критики.

Потратил несколько часов жизни и 250 рэ, посмотрел ночью сериал «Спящие» – ода к радости современных чекистов от Сергея Минаева и Фёдора Бондарчука. Из-за него ещё режиссёр Юрий Быков собрался выпилиться из профессии.

Первое, что хочется заметить: непонятно, почему режиссёр так убивается. На проекте он явно не перетрудился, душу в него не вложил, а выпустил в свет откровенную халтуру и клюкву. Гибрид фильма «Тасс уполномочен заявить» и первых двух сезонов американской «Родины», приправленный коллизиями из жизни журналистов на уровне комедии «Шопоголик». В общем, когда смотришь фильм, совершенно невозможно догадаться, что его снял какой-нибудь гений современности, как, глядя на памятник российско-грузинской дружбы на Тишинке работы Церетели, невозможно понять, что его концепцию выдумал Андрей Вознесенский.

Минаев, если присмотреться, написал достаточно хитрый сценарий, в котором кивнул и нашим и вашим – и власти и оппозиции. Бондарчук обеспечил проекту нормальные деньги, а режиссёр угробил картину, словно девушка шашлык в фильме «Ошибка резидента».

На выходе получилась топорная советская нудятина, которая, решусь предположить, больше всего стилем, а не содержанием напугала творческую общественность. Мол, если такое унылое говно становится эталоном, что же нам делать и где жить?

У меня вообще есть теория, что в России форма всегда важнее содержания. И волнения на Болотной были спровоцированы в первую очередь стилистикой съезда «Единой России», на котором Медведев вернул власть Путину. Она целиком повторила стиль и пафос государственных съездов КПСС, а отвращение к совку у нас живо на органическом уровне даже среди тех, кто на словах готов иной раз о нём поностальгировать.

Режиссёр «Спящих» показал фсбшников недалёкими, нерасторопными, эмоциональными банкротами, которые просрали страну на всех уровнях власти. Но им тем не менее предлагается посочувствовать за верность замшелым девизам и лозунгам. Это было бы очень смешно, если бы не было так скучно.

Удивительно, конечно, но в фильме, показанном на Первом канале, фсбшников не уважает ни один персонаж: их в лицо называют ничтожествами и говорят про деградацию ведомства журналисты, чиновники, следователи МВД и просто случайные прохожие. Фсбшники это всё молча терпят или оправдываются скупо: «Зато мы за вас иногда умираем». Т.е. про несправедливость остальных обвинений речь вроде как и не идёт.

Вообще реплики в стиле «нам нужна Другая Россия!», «эту страну в её нынешнем виде не спасти», «вы лишили нас будущего» звучат в фильме с частотой где-то раз в 20 минут. И это при том, что спасти страну героям до конца, действительно, не удаётся: злые американцы с китайцами добиваются своего, главный гад бежит за границу богатым и уважаемым человеком, наш суперагент лишается должности и отправляется на анонимное задание, не сумев даже вытащить из русской кутузки несправедливо обвинённую возлюбленную. В общем никакого хэппиенда.

Всё это неторопливо-депрессивное действо чередуется периодически монологами в защиту современной России в стиле политических ток-шоу. Думаю, серьёзно рассчитывать, что на каких-то зрителей этот фильм окажет зомбирующее влияние или заставит молодежь любить и доверять ФСБ, может только очень впечатлительный человек. На закате советской эпохи пачками снимались в десятки раз более умные и интересные фильмы, и всё равно толпа аплодировала и кричала от радости, когда железного Феликса счищали с постамента.

В конце становится даже немного жалко: из минаевского сценария при небольшой доработке и умном художественном исполнении мог бы выйти толк – какая-нибудь стильная постмодернистская игра, вроде «Людей в чёрном» или сериала «Американцы». А так нам 8 часов пытаются продать под истории, от которой зависит будущее страны, мытарства каких-то недалёких обывателей, которые ходят по экрану из угла в угол с такими лицам, словно поголовно страдают запором.

Categories
manager