М

Мисс Марпл против Русского Мира

Посмотрел случайно пару минут сериала про Мисс Марпл на каком-то второстепенном канале и вспомнил важное.

В 80-е, когда советский союз дал трещину, а железный занавес поехал по швам, по телевизору ещё до всяких Изаур крутили английские детективы. В первую очередь — «Мисс Марпл» с Джоан Хиксон в главной роли. Смотрелись они на одном дыхании и сыграли, думаю, важную роль в разрушении советской системы.

Освободительный потенциал этих фильмов был в том, что они показывали нормальных людей, живущих спокойной, доброй жизнью. Типичных европейцев.

Цензоры решили, видимо, что криминальные истории из жизни английской провинции начала века — меньшее из зол, которое можно разрешить отечественным зрителям, запертым в условиях культурной изоляции. Это было фатальной ошибкой: ухоженный английский сад и домик из кирпича тут же стали для советских людей образцом благополучия и персонального счастья. И дело здесь не только в показанных материальных благах, которые виделись этим людям чем-то невероятным.

Слабость и несовершенство советской культуры, которая годами выстраивалась под нужды идеологии, была в том, что она так и не смогла найти оправдание для повседневного благополучия. Её стремления всегда были обращены куда-то вовне: на сверхпобеды или сверхподвиги.

Индивидуальное благополучие, универсальное добродушие виделись ей мещанством, поповством и другими буржуазными слабостями… Если присмотреться, все положительные герои советских фильмов живут в условиях нарочитого дискомфорта. Им никогда не хватает усилий и времени, чтобы сделать себе хорошо и удобно или быть добрыми просто так — по зову человеческой природы.

Под эту нервозность подбирались яркие оправдания — тревожные трубы войны или вдохновляющий звон молота, но факт остаётся фактом — любая истерия, какими бы благими целями она не пыталась прикрыться, быстро утомляет и надоедает. Стоило советскому зрителю, которому десятилетиями утюжили мозг рассказами о героических достижениях, увидеть, что есть мир, где можно просто вить своё гнездо, ровнять газон и гордиться легальным достатком, он ни секунду не колебался в выборе.

К огромному сожалению, формирование мейнстрима культуры новой россии пошло не по пути культивации этих образов спокойного достатка, а по пути возвеличивания и оправдания гламурной мишуры. Но гламур, бурлеск — чужды историческому и индивидуальному не меньше, чем образы советской пропаганды. На государственном уровне под эгидой сохранения национальных ценностей с какого-то момента у нас началась реанимация шаблонов «доброй старины» — всё та же героизация военных истерик. Но всякая военная истерия рано или поздно приводит к войне.

Война началась. И вновь мы слышим старую пластинку о том, каким терпением, единодушием и преклонением перед великими целями должно откликнуться на происходящее сердце каждого отдельного гражданина. Вся эта вакханалия квазирелигиозного пафоса, карнавала фетишей прошлого и стереотипного набора идеологем именуется «русским миром».

Пока сложно судить, к чему это всё приведет. Но можно быть уверенными — какой бы цензурой или внутренней идеологической агрессией происходящее не обернулось, оно вновь подорвется на той же мине очарования европейской повседневностью.

И штатные пропагандисты, и простые люди будут пользоваться любой возможностью, чтобы сбежать из назойливого шума войны в мечты о жизни, свободной от истерии великих свершений, безразличных интересам простого человека. Мягкой силе мисс Марпл им снова нечего будет противопоставить.

Ведь даже сейчас многие семьи официальным выпускам новостей предпочитают просмотр в интернете зарубежных житейских сериалов. Не только потому, что им близки проблемы этих фильмов: приятно и интересно смотреть на жизнь, в которой можно быть счастливым и благополучным просто так, без специального мандата от государства.

А дальше кому-то на этих примерах достаточно будет убедительно и наглядно показать, что никакого «русского мира» нет и быть не может. А есть для нас лишь европейский мир, естественной и гармоничной частью которого будет Россия. Или не будет совсем.

Статья опубликована на портале Baznica.Info

Илья Переседов

Добавить комментарий