Обоснование проекта. Конспект первого выпуска.

Главная new Форумы 1. Христианство как Интернет Обоснование проекта. Конспект первого выпуска.

В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление  Ilya Peresedov 5 года/лет назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #3326

    Ilya Peresedov
    Участник

    Идея запуска этой программы появилась у меня несколько лет назад во время выступления на региональной конференции, посвящённой социальным сетям и современным СМИ. Отвечая на вопрос из зала об информационной активности традиционных общественных институтов в новых условиях (обсуждалась медийная активность РПЦ), неожиданно для себя я сказал, что, если бы явление Христа произошло сегодня, как минимум, некоторым апостолам (вероятнее всего, евангелистам) пришлось бы становиться блогерами и этот факт, безусловно, наложил бы заметный отпечаток на форму, в которой оказалось бы передано божественное Откровение. Я нисколько не сомневался тогда (как не сомневаюсь сейчас) в правоте этих слов, которые в тот момент стали для меня прозрением. Позже прозрение сменилось решением: раз уж интернет-среда обрела подобный масштаб и значимость, полезно и правильно было бы рассмотреть её феномен в контексте великих духовных реформ и преобразований прошлого.

    Приступая к воплощению этого замысла, я руководствуюсь и более прикладной целью: стремлением показать, насколько близко и актуально для нас может быть прошлое нашей цивилизации и в тоже время насколько значимо и неочевидно важно настоящее, которое возникает и совершенствуется прямо у нас на глазах.

    Для того, чтобы убедиться в этом, я и предлагаю сопоставить Христианство и Интернет.

    Насколько вообще возможно такое сравнение?

    На этот вопрос у меня есть два ответа: короткий и длинный.

    Короткий – не надо бояться сравнивать.

    Способность к сравнению, безусловно, одно из наиболее ценных качеств, подаренных человеку Богом. Именно сравнение лежит в основе удивления, с которого, по мнению Аристотеля, начинается философия и всякое истинное познание. И главное отличие свободного и разумного человека от муравья, живущего инстинктами, заключается в потенциальной безграничности для нас опыта сравнения.

    В тоже время, берусь утверждать, что сравнение Христианства и Интернета – далеко не самая безответственная и случайная затея, как может показаться на первый взгляд. Наоборот, инициатива очень полезная и благая.

    Есть два явления, известных нам сегодня совершенно по-разному:

    Христианство знакомо многим как нечто масштабное и значимое (пусть даже вызывающее, подчас, противоречивые оценки).

    При этом современному человеку оно чаще всего кажется чем-то оформившимся, статичным, внешним и, если задуматься, мёртвым.

    Интернет, наоборот, предельно близок нам именно в своих частностях и внутренних деталях исторического развития.

    Однако у рядового пользователя Всемирной Сети, зачастую отсутствует понимание реальных масштабов этого явления и значимости тех перемен, которые оно вносит в не только в повседневность отдельных людей, но и жизнь всего человечества.

    С момента, как только Интернет начал получать массовое распространение, хорошим тоном стало считаться уподоблять его изобретение зарождению книгопечатания.

    Такие параллели, безусловно, оправданы, но, как мы знаем теперь, Интернет – явление более масштабное и многогранное, чем печатные книги: оно затрагивает и меняет не только сферы коммерции, политики, культуры, общественных связей, но и взгляд человека на самого себя, свои возможности и внутренний мир.

    Похожим образом на заре нашей истории обогатило человечество Христианство (как минимум, его европейскую часть).

    Вот почему я принял решение сопоставить два этих явления — Христианство и Интернет – напрямую, можно сказать, построить их взаимные проекции друг на друга. Подобный подход позволит нам рассмотреть развитие основных этапов истории христианской Церкви через аналогии с событиями знакомой и близкой нам истории Интернета, а с другой – поставить вопрос о тех переменах, которые Интернет вызывает в человеке и человечестве, обратившись для этого за помощью к активному и скрупулёзному опыту переживания близости с Единым Абсолютом, которое человечество при участии Христианства накапливало веками. Ведь именно тяга ко всеединству, а также абсолютизация значимости информации и технологий работы с ней являются главными сущностными особенностями Интернета.

    Конечно, сопоставление Интернета и Христианства между собой достаточно смелое и малопривычное, но всё же не настолько поверхностное и произвольное, как может показаться на первый взгляд. (Полагаю, мне придётся доказывать оправданность такого подхода от программы к программе).

    Если говорить о мире Интернета, он изобилует прямыми и косвенными отсылками к религиозной традиции и опыту Христианства.

    Возьмём для начала самый простой и поверхностный пример: защитники и пропагандисты новых IT-технологий с лёгкой подачи Гая Кавасаки – соратника Стива Джобса – именуются сегодня «евангелистами». И я берусь утверждать, что этот термин не просто характеризует внешний формат подобного рода деятельности, но и несёт в себе указания на принципы и основные характеристики, которые движут развитием мира IT.

    Если присмотреться к личностям отцов-основателей главных интернет-сервисов и корпораций, мы увидим, что большинство из них принципиально отказываются быть похожими на традиционных капиталистов. Билл Гейтс, Стив Джобс, Сергей Брин, Марк Цукерберг. Они скромны, дружелюбны, сдержанны и готовы тратить плоды своего успеха (подчас жертвовать ими) на гуманитарные проекты во имя просвещения и улучшения мира. В христианском опыте существует многовековая традиция «подражания Христу» как оптимальная жизненная модель для всякого неравнодушного и деятельного человека. Если присмотреться большинство отцов Интернета так или иначе ей следуют и её продолжают.

    Главный аргумент в поддержку сопоставления Христианства и Интернета, на котором мы подробно остановимся в следующих выпусках программы: Христианство – информационная сеть, это главная его особенность, которая присутствовала в нем с первых дней появления Церкви. Если проанализировать опыт изменения мира христианской Церковью первых веков, мы увидим, что она несла в себе два сильнейших заряда: универсализм – учение о Едином Боге, единстве и целостности вселенной, равенстве людей между собой по своей природе и единой для всех спасительной жертве Христа, а так же акцент на познании (можно сказать обладании информацией), как центральном условии спасения. В определённом смысле, можно сказать, что на протяжении веков Христианство выполняло функции, часть из которых с момента своего появления принял на себя Интернет.

    С точки зрения Христианства, его сопоставление с Интернетом так же не выглядит делом случайным и дерзким.

    Во-первых, в силу новизны и во многом метафизической абсурдности своего учения Христианство уже в изложении Христа раскрывало себя через внешние сравнения – притчи. Для иллюстрации Откровения Иисус прибегает не только к житейским образам (например, играющих детей), но и регулярно обращается к достаточно своеобразным знаниям, которые, например, входят в профессиональный багаж земледельцев, плотников и торговцев.

    Апостолы развивают традицию, заложенную их учителем. К примеру, апостол Павел доказывает христианам из римлян необходимость вести праведную жизнь примерами из опыта спортсменов. Почти не вызывает сомнения у исследователей, что профессия медика наложила заметный отпечаток на характер изложения евангельских событий апостолом Лукой.

    Традиция обращения ко внешним сравнениям и привлечения внешного опыта для лучшего понимания Христианства с веками не исчезла, но лишь усилилась: например, Серафим Саровский – один из наиболее почитаемых российских святых – рассказывая в конце жизни своему последователю Мотовилову о дарах, которые человек получает от Бога через благодать и святость, приводит в пример ломбарды, работу которых он наблюдал в детстве, когда рос в купеческой семье.

    Но в случае Серафима Саровского, апостола Павла и даже Христа мы имеем дело с разовыми сравнениями, в нашем же случае планируется достаточно подробное сопоставление Христианства и Интернета. Насколько это допустимо и богословски оправдано?

    Надо заметить, что вскоре после своего возникновения Христианство подарило миру вполне уникальное богословие истории. В Христианстве история обретает линейный вектор движения и пафос развития, который в последствии станет называться прогрессом. События земной жизни человечества сначала получили объяснение как движение от точки творения к Боговоплощению, а потом – как развитие истории от Крестной Жертвы до гибели мира и его перехода в райское сверхбытие. На этом моменте мы тоже подробно остановимся позднее, сейчас лишь обращу внимание слушателей, что Рай, который наступает после Апокалипсиса и описан в Откровении Иоанна Богослова – город, в то время как Рай книги Бытия – сад.

    Подобное понимание истории, которое на протяжении веков сопровождалось острым ощущением близости Бога и Его активного участия в земных делах, обернулось тем, что Христианству стало свойственно не только уподоблять Христу жизни отдельных людей, но сопоставлять со священной историей и сакральным знанием явления – и даже целые этапы – истории земной. Например, рассуждая об ангельских иерархиях, святой Дионисий Ареопагит напрямую соотносит их с системой управления византийской империей. Этим он добивается двух вещей: делает для своих читателей более понятным мир сакрального и в тоже время поднимает явление мира земного до статуса проекции божественного на человеческое. Блаженный Августин создаёт сложную концепцию взаимодействия града земного и града божьего, которое распространяется в том числе на понимание истории.

    Внутри Христианства существовал даже взгляд на историю как на поэтапное сближение с Богом, в рамках которого Интернет может быть напрямую воспринят элементом Откровения Бога миру. Такое учение было сформулировано, в частности, мистиком и богословом Иоахимом Флорским. Оно не является до конца каноническим, но при этом оказало активное влияние на развитие христианской мысли.

    В ответ на эти рассуждения внимательный критик может задаться вопросом, почему Христианство сравнивается с Интернетом, а не с какой-то другой популярной сегодня сферой человеческой деятельности? Например, спортом или медициной, с которыми у него тоже хватает точек сближения. Могу объяснить это в том числе собственной профессиональной и личной заинтересованностью. Надо заметить, попытки увязать благочестие с разнообразными «профессиональными» сферами деятельности отчётливо укоренены в европейской религиозной истории. Дело в том, что со времен Позднего Средневековья в Европе важную роль играли профессиональные гильдии: они строили свою жизненную философию, в которую естественным образом вплетались их религиозные представления, на основании специфики своего рода занятий. Нередко одно дополняло другое. Наглядным образом воспоминания о религиозной значимости профессиональных сообществ сохранились сегодня в красочных шествиях испанских католиков на Страстную седмицу. Если мы хотим убедиться в богословских амбициях представителей гильдий Позднего Средневековья и Нового Времени, достаточно вспомнить, что проповедник Жан Кельвин – один из отцов Реформации – был вынужден покинуть Женеву, когда не смог убедить в собственной богословской правоте местный Магистрат. И только откорректировав своё вероучение, он получил право проповедовать в городе. Ну и, конечно, самым одиозным и заметным проявлением профессиональных притязаний на сферу религиозных смыслов стало масонство. Масоны изначально – ремесленники: резчики по мягкому камню, создававшие скульптуры и барельефы для соборов и знатных домов. По своему происхождению они были объединены обязанностями и жизненным укладом сообщества гильдии, но в своих знаниях художественных образов и религиозных сюжетов были подобны книгочеям. В итоге в смешении профессиональной дисциплины и отвлечённого знания родился проект, который по сей день будоражит впечатлительные умы.

    Поэтому, раз уж it-шники вольно и невольно стали архитекторами новой реальности, активно влияя на внутренний мир современного человека, полезно будет сопоставить их modus agendi с образом мысли их выдающихся предшественников.

    Главным научным аргументом против попытки сопоставить между собой напрямую Христианство и Интернет является непреложный академический принцип «аналогия не доказательство». Эта претензия справедлива. Я, разумеется, не стану пренебрегать возможностью вспомнить, что заметное место в современной историологии занимает теория немецкого социолога Макса Вебера, изложенная в книге «Протестантская этика и дух капитализма». Эта теория утверждает, что капиталистическая модель устройства мира черпает свою энергию и векторы активности из протестантского мировоззрения. Вебер достаточно убедителен в своих доказательствах и, если соглашаться с ними даже отчасти, получится, что Интернет как основной продукт глобальной капиталистической экономики своим появлением напрямую обязан Христианству. Но всё же в своих программах я буду заниматься преимущественно именно аналогиями. Повторюсь, такой эксперимент видится мне безусловно полезным, ведь Христианство и Интернет и так уже встречаются и пересекаются каждодневно в опыте человеческого мышления и самоидентификации. Я лишь предлагаю описать этот опыт и рассмотреть его в широком контексте.

    Кому-то это, наверняка, покажется интеллектуальной игрой – вариацией «Игры в бисер», описанной Гессе. Пусть так. «Культура укоренена в благородной игре и что она не должна утрачивать свое игровое содержание, если желает развивать свои лучшие качества в рамках стиля и достоинства» напомню я в ответ слова культуролога Хёйзинги. Что же до оправдания праведных аналогий, здесь нам на помощь приходит опять-таки христианская традиция. Христианство не в последнюю очередь постигает мир в опыте молитвы, а принцип построения молитвенного описания действительности — всегда аналогия.

    Так что, действуя в строгом соответствии с ортоксальными канонами, обратимся к священной истории становления и развития Церкви, в надежде, что она позволит нам расколдовать и осветить наше понимание истории зарождения и формирования Интернета.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.