Комментируя получение «Оскара» за фильм «Дерсу Узала», режиссёр Акира Куросава сказал:«Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, – самый опытный, талантливый профессионал и знаток своего дела…».

Юрий Михайлович Ракша (Теребилов) — русский художник, художник-постановщик, иллюстратор, яркий представитель живописи позднего соцреализма.

Родился в 1937 году в Уфе в семье рабочих. С десяти лет занимался в местной изошколе. Война пришла в дом художника раньше, чем в для большинства его сверстников: в 1939 году отец — Михаил Теребилов — был призван на Финскую войну. Все военное время семья Теребиловых голодала, еле сводя концы с концами. «Отчетливо помню скрип отцовской портупеи, запах ремней и шинели, помню вкус жмыха и картофельных очистков и еще каких-то трав и черных ягод, росших в овраге и по полянам. Светлая и печальная память детства». Военная тематика станет одной из центральных в творчестве художника.

После 8–го класса Юра приезжает жить в Москву, где поступает в среднюю художественную школу при институте им. В.И.Сурикова, которую оканчивает с серебряной медалью.

1957 – 1963 гг. — учеба на художественном факультете ВГИКа. В качестве дипломной работы Ракша представил 16 эскизов к фильму, посвященному сегодняшнему дню. Диплом был оценен на «отлично». «Меня неудержимо влекло к Человеку. Я хотел разглядеть, расшифровать, раскрыть его характер, найти своего героя… Его черты растворены вокруг, в моих друзьях, в знакомых и незнакомых, во мне самом. Все живущие на земле по-своему – герои нашего времени, современники»

Во время учебы, в 1962 году Юрий женится на студентке сценарного факультета Ирине Евгеньевне Ракше и берет себе фамилию жены. На долгие годы жена становится для него помощником и музой.«Вчера нашел Евдокию. И совсем рядом. Милая моя жена надела, как мне было нужно, платок. И я вижу — она. Я и раньше все искал ненароком похожих на нее. Да вроде — не ее. А она — вот она, рядом. Вскинутые брови, большие полуопущенные глаза, чистый непорочный лоб. Евдокия есть!» 19.03.1980 (Персональный сайт Ирины Ракши)

После окончания учебы Юрий Ракша начинает работать художником-постановщиком на Мосфильме. Первая работа в кино — «Время, вперед!» (1965 г., совместно Абрамом Фрейдиным), в дальнейшем он оформил более 10 художественных фильмов. Работал с режиссерами: Швейцер, Моносарова, Куросава, Шепитько. «Биография моя как художника началась с кинематографа. Пятнадцать лет отдано этой работе, сделано немало фильмов. Видимо, этого было достаточно, чтобы овладеть всеми тонкостями профессии художника кино и в то же время сделать выбор в пользу живописи».

В 1968 году Ракша дебютирует как живописец на молодежной выставке московских художников и в скором времени получает признание. В 1970 его работа «Современники» награждается премией Московского комсомола. С этого момента Юрий Михайлович активно работает во всех доступных направлениях художественного творчества, считая себя в первую очередь художником. «Если художественная школа открыла мне великих русских художников — Сурикова, Серова, Репина, Врубеля, Коровина — главных моих учителей, а ВГИК познакомил с мировым искусством, то и кинематограф дал мне первые и главные жизненные уроки и большой материал для творчества. Он научил много и беспрестанно работать. Я успевал делать книги, киноплакаты, диафильмы. Но гл, постоянно искал себя в живописи».

Ракша много путешествует по стране, ищет сюжеты для своих картин во всем молодом, новом. Он встречается с инженерами, строителями, навещает БАМ. Для него важно, что новая жизнь зарождается посреди природных пейзажей. В дальневосточной тайге, на площадках нефтяников, у геологов его не оставляет чувство близости к основам мироздания и жизни. Постепенно это переживание трансформируется для него в искренне религиозное чувство. «Я православный, может, потому гуманизм для меня, служение Богу и красоте, гармоническое единство человека с природой, всё это восходит к вечным темам искусства. Важно только, чтобы идея была принята сердцем, как своя, пережита и прочувствована. Соучастие, сострадание всему сущему на земле — непременное качество художника».

Главной работой художника считается триптих «Поле Куликово». В этом сюжете для художника объединились все основные темы его творчества: война, патриотизм, ответственность молодых за будущее страны. «Битва на поле Куликовом, ставшая днем рождения большой Руси Московской, имеет непреходящее значение в веках. Это наше начало, наши истоки, наша гордость. И в трудные для Родины времена, в час испытаний всегда будет светить над ней гордая слава поля Куликова. «И вечный бой! Покой нам только снится…» — эти вещие строки А. Блока стали так созвучны моим мыслям. Уже потом, стоя у картины, я услышал по радио песню, в которой солдат Второй мировой войны, русский солдат спрашивает, где же оно, поле Куликово, и актер как бы отвечает ему — «оно там, где ты стоишь», именно там — твое поле Куликово«. Еще в процессе работы над картиной «Куликово Поле» Ракша оценивал ее как главное творение своей жизни.«Быть может, именно для этого я приехал пятнадцатилетним парнем, стриженным наголо, в Москву из провинции — поступать в художественную школу. Быть может, для этого учился в институте кинематографии, ВГИК давал знания материальной культуры, архитектуры, истории мирового искусства и то «необщее выражение», которое отличает его выпускников. И вот параллельно с работой в кино я уже много лет работаю как профессиональный живописец. Мои первые картины принесли мне веру в себя, признание, и это, быть может, все для того, чтобы я пришел к последней своей работе «Поле Куликово».

Первого сентября 1980 года Юрий Ракша умер в возрасте 42 лет от острой формы лейкоза и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Сегодня его картины можно увидеть в Третьяковской галерее, а также Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова города Уфы, главным хранителем которого долгие годы была родная сестра художника Валентина Мефодьевна Сорокина (Теребилова). «До войны, война, после войны — вот три эпохи, и все это мое детство. Я считал голод, холод и горе вокруг всегдашней принадлежностью жизни, ее неизменной данностью. После седьмого класса я думал идти на завод. Однако дальнейшее проходило у меня под знаком неведомой звезды надо мной. Художественная школа, институт, «Мосфильм», аспирантура, книги, живопись, мастерская, жена, дочь — все получалось, все состоялось, осуществилось».

Ракша, "Ожидание", 1965 г.
«Ожидание», 1965 г.

Юрий Ракша, "Двое", 1967 г.
«Двое», 1967 г.

Юрий Ракша, "Воскресение", 1968 г.
«Воскресение», 1968 г.

«Воскресение», стала для меня по-своему визитной карточкой, стала моей программой. Я люблю это слово «программа». Для меня это означает осознанность. И эту свою работу я считаю первой своей картиной в смысле зрелой осознанности. Это картина именно потому, что она сочинение. Скажем, наблюдение, впечатление, детали — все это лишь элементы, составляющие конкретный замысел. Но главное — это сочинение. Я никогда никуда не ездил «за картиной». Сначала она создавалась внутри меня (в результате пережитого), а уж потом, нащупав, сочинив, я ехал за тем, чего недоставало — героя ли, заката ли, рисунка ли, трав или цветов.

В картине «Воскресение», картине-воспоминании о послевоенном времени, решающим было мое представление, а не конкретное состояние дня. Это мое обобщенно-созерцательное, символическое толкование пейзажа. Это не день недели, а воскресение памяти детства, когда деревья казались большими, немая остановка мгновения, которое было прекрасно. Прекрасно ощущением непреходящей сущности земли, деревьев и неба. Думаю, что состояние гармонии мира, извечной красоты природы, а также тревоги за это будет еще не раз привлекать меня».

Юрий Ракша, "Настроение", 1968 г.
«Настроение», 1968 г.

Юрий Ракша, "Моя мама", 1969 г.
«Моя мама», 1969 г.

Юрий Ракша, "Подснежники", 1969 г.
«Подснежники», 1969 г.

Юрий Ракша, "Обнаженная на меху", 1968-1978 г.
«Обнаженная на меху», 1968-1978 г.

Юрий Ракша, "Август", 1969 г.
«Август», 1969 г.

Юрий Ракша, "Сон", 1969 г.
«Сон», 1969 г.

Юрий Ракша, "Тыл", 1970 г.
«Тыл», 1970 г.

Юрий Ракша, "Рожденным - жить", 1971 г.
«Рожденным — жить», 1971 г.

Картина «Рожденным жить» была написана после трагической гибели во Вьетнаме на поле боя вьетнамского кинооператора, друга Юрия Ракши, сокурсника по ВГИКу.

Юрий Ракша, "Уральские горы", 1972 г.
«Уральские горы», 1972 г.

Юрий Ракша, "И поет мне в землянке гармонь", 1973 г.
«И поет мне в землянке гармонь», 1973 г.

«Картина «И поет мне в землянке гармонь» композиционно связана с картиной «Современники», написанной несколько раньше. В сущности персонажи обеих картин — мои ровесники. Но это — отцы и дети. Перекличкой в построении мне хотелось объединить их, связать общей идеей: живи и помни! Так, вольно и невольно мой жизненный и творческий отчет ведется оттуда, из войны, из моего детства. Да и теперь я снова и снова возвращаюсь туда»

Юрий Ракша, "Женский портрет", 1973 г.
«Женский портрет», 1973 г.

Юрий Ракша, "Писатель Василий Шукшин", 1973 г.
«Писатель Василий Шукшин», 1973 г.

Юрий Ракша, "Портрет с шоколадницей", 1974 г.
«Портрет с шоколадницей», 1974 г.

Юрий Ракша, "Васильки. Лето", 1974 г.