К

Кто наехал на Кирилла Серебренникова?

Кто наехал на Кирилла Серебренникова? – Константин Малофеев
Зачем? – Показать, что в столице набирает силу новый православный порядок и, возможно, чтобы досадить Суркову

Всё нижеследующее – выводы и домыслы автора, не подкреплённые никакими инсайдами (почти)

1. Утром 23.05 на театр «Гоголь-центр» и его режиссёра Кирилла Серебренникова произошёл наезд силовиков. Именно «наезд» с привлечением Следственного комитета, ОМОНа, бессрочным удержанием сотрудников театра в зале под охраной, домашним обыском у фигуранта дела без решения суда и прочими атрибутами унижения людей властью.


2. Наезд стал полной неожиданностью для всех возможных интересантов: Серебренников в шоке, департамент культуры Москвы в шоке, Министерство культуры РФ знает о происходящем не больше сотрудников соседней прачечной… При том, что Серебренников в современном столичном и российском искусстве – фигура почти что титаническая: достаточно посмотреть имена людей, которые вышли к театру и подписали обращение в его поддержку. Только в 14.30 из Следственного комитета поступила информация, что поводом для наезда стали госсубсидии, которые выделялись на проекты Серебренникова в 2014 году.


3. Признание СК подтвердило подозрение, что у этого спектакля силовиков был инициатор и невидимый режиссёр: иначе не объяснить, зачем понадобилось прилюдно кошмарить Серебренникова и театр за события трёхлетней давности. Тем более, что реальные фигуранты дела, задержанные, как оказалось, без шума и пыли, не имели последние годы отношение ни к одному из этих двух адресов. Да и сам Серебренников – ни разу не Мавроди, и не давал, вроде бы, оснований заподозрить себя в неспособности или нежелании явиться к следователю на разговор по повестке.

4. Так кто же может быть этим невидимым кукловодом? Кто заказал наезд на Серебренникова или пожелал, чтобы претензии к нему со стороны государства были предъявлены максимально жёстко и ярко? Из разрозненных элементов мозаики у меня складывается образ лишь одного кандидата – Константин Малофеев.

5. Малофеев – предприниматель и общественный деятель. Основатель и инвестор проекта «Царьград ТВ», негласный лидер влиятельных православных мирян радикального толка.

6. Малофеев-бизнесмен долго и сложно был связан с госпроектами на рынке связи, в том числе, входил в совет директоров компании «Ростелеком». (Кстати, офисы и студии «Царьград ТВ» расположены на служебных этажах Центрального телеграфа).

7. Малофеев-активист долгое время занимался поддержкой наивного православия. Например, после того как фонд Владимира Якунина (имени Андрея Первозванного) привёз в 2011 году в Москву «Пояс Богородицы» и этот артефакт вызвал общественный ажиотаж, Фонд Малофеева (имени Василия Великого) в 2014 году доставил с Афона в столицу «Дары волхвов» – равноценную святыню, которую после этого отвезли для поклонения в Беларусь и на Украину.

8. Военные действия на Украине добавили Малофееву политического веса и представили миру его идеологию в силовой ипостаси. Один сотрудник Малофеева – Игорь Стрелков (именно он отвечал за охрану «Даров волхвов» на протяжении всего путешествия) – развязал войну в Славянске и учредил ДНР; другой – Александр Бородай (ex-консультант Малофеева и его коммерческого фонда Marshall Capital) – стал первым премьером ДНР. Малофеев тоже не остался в стороне от жизни новоучреждённых республик. Официально известно, что его Фонд Василия Великого поставлял в больших объемах гуманитарную помощь ополченцам и жителям Донбасса. Неофициально многие, например Александр Дугин, называли его «теневой и ключевой фигурой продолжения Русской Весны».

9. Видимо, активность Малофеева в украинском конфликте была оценена позитивно им и людьми из его окружения, потому что в скором времени стала появляться информация о том, что он налаживает контакты и пытается оказывать влияние на консервативные силы во всей Европе. Например, французская пресса подозревает его в спонсорской поддержке Марин Ле Пен и её партии накануне президентских выборов во Франции.

10. При этом партия самого Малофеева в непризнанных республиках стала терять силу: ушёл Стрелков, ушёл Бородай, один за другим погибли при странных обстоятельствах харизматичные командиры ополчения, олицетворявшие собой образ «Русской весны». Сменился стиль управление этими территориями – сегодня он практически лишён агрессивной православной пассионарности, которой был одержим изначально. По словам того же Дугина «мандат Малофеева на Новороссию был отозван».

11. Вытесненный с украинского поля реальной политики, Малофеев не захотел терять достижения, наработанные его командой в публичном поле. Буквально через пару дней после похорон последнего условно независимого командира Новороссии Гиви в газете «Комсомольская правда» выходит материал о том, как писатель Захар Прилепин руководит на Донбассе целым батальоном добровольцев. Материал выдержан в пафосном стиле и преподносит Прилепина наследником и преемником веры и доблести погибших командиров. Вот только нестыковки в содержании публикации выдают быстроту и поспешность, с которой она готовилась. В заголовке военное объединения названо «батальоном Захара», но тут же говорится, что его должность – «заместитель командира батальона спецназа по работе с личным составом армии ДНР», материал рассказывает, что Прилепин собрал батальон, словно это случилось недавно, сам же писатель в своём фейсбуке утверждает, что воюет в таком статусе уже около десяти месяцев. Прилепин – соратник Малофеева, сотрудник канала «Царьград ТВ», на котором ведёт авторскую программу «Чай с Захаром».

12. Сразу после этой публикации Прилепина начинают активно раскручивать в России как великого писателя – единственного наследника патриотической традиции русской литературы, витязя и защитника родной православной культуры. 18 мая Прилепин объявляет о создании «Русского художественного союза». Целью существования союз объявляет стремление защитить традиционализм и Высокий стиль от «враждебной реакции «либеральной элиты» на разворот государства и общества к традиционным ценностям». По сути, Союз – это тот же проект имени Прилепина, дополненный новыми-старыми именами и существенными финансовыми возможностями.

13. Через несколько дней после этого происходит наезд на «Гоголь-центр». Примечательно, что, по признанию прокуратуры, поводом к проверке, которая выявила недостачу в проектах Серебренникова 2012-2014 года, стало обращение неравнодушных граждан из виртуального фонда «Искусство без границ». Риторика представителей фонда практически один в один копирует идеи и реплики публичных выступлений Константина Малофеева, Захара Прилепина и им сочувствующих. Если прокурорская проверка проводилась по инициативе неравнодушных граждан, они могли знать о ходе её выполнения и имели возможность информировать своих влиятельных патронов, как только расследование приблизилось к какой-то критической точке. Дальше достаточно было просто повысить градус увлечённости задействованных в расследовании силовиков. Надо заметить, что Малофеев и люди в его окружении обладают нужными связями в силовых ведомствах, чтобы такое устроить.

14. Если присмотреться, то уже некоторое время (приблизительно после панк-молебна Pussy Riot) в Москве и России повысилась активность традиционалистски настроенных граждан. С одной стороны, они стали активно осваивать инструмент доносов и обвинения оппонентов в оскорблении религиозных чувств (благо что расплывчатость формулировок современных законов с лёгкостью позволяет это делать). С другой стороны, в пику современным художникам начали осваивать своеобразный акционизм, внешними формами перекликающийся с традиционными погромами. Не удивлюсь, если окажется, что эта активность инициируется из одного центра или что кто-то с опытом воплощения военной идеологии в жизнь решил консолидировать эту активность и её возглавить.

15. Интересная подробность: человек, который сегодня занимается реализацией политики Кремля на Украине (выражаясь фигурально, сохранил «мандат на Новороссию» после Малофеева) – Владислав Сурков, друг Кирилла Серебренникова. В 2011 году Серебренников ставил спектакль по книге Суркова «Околоноля».

Эпилог: Сегодня в Москве выставлен для поклонения очередной православный артефакт – мощи Святителя Николая Чудотворца епископа Мирликийского. Церковное Предание сообщает (хотя исторических подтверждений этому нет), что Николай Чудотворец участвовал в Первом Вселенском соборе, где «заушил» – врезал по уху – своему оппоненту еретику Арию.
Спустя несколько лет после этого другой святой – Иоанн Златоуст (друг Василия Великого, в чью честь назван фонд Малофеева), так учил свою паству: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди» и дальше «Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил».

Творчество Кирилла Серебренникова и всего «Гоголь-центра» отличается весьма радикальным антиклерикализмом. И, кажется, спустя столетия кто-то вновь воспринимает слова древних святых как прямое руководство к действию или оправдание для расширение своего политического и общественного влияния.

P.S.: Данный текст составлен на основании открытых источников и представляет собой субъективное мнение автора.

manager