Обычно я держу при себе впечатления от походов в театр, но тут что-то захотелось рассказать. Предупреждаю, рецензия будет наивной и простодушной.

Во первЫх словах хочу извиниться перед Владимиром Георгиевичем Сорокиным. В 2008 году я имел неосторожность снисходительно и почти грубо высказаться о его книге «День опричника». Мне показалось тогда, что этот текст получился у него каким-то слишком простым и малодостойным пера мэтра. Я ждал, что Сорокин, разметав, будто динамитом, русскую литературную традицию, станет создавать новый литературный язык. И был разочарован тем, что Опричник получился у него похожим на заурядный памфлет.

Тогда, в 2008-м, подобная линейная сатира казалась мне чем-то замшелым и неактуальным.

Но потом пришёл 2012-й, а за ним 2014-й… И я всё чаще и чаще стал вспоминать «День опричника», но уже как пророчество, которое стало воплощаться в жизнь с пугающей буквальностью.

Но даже тогда, воспоминая о романе «Норма», я видел в нём литературный эксперимент по расшатыванию советского в культуре, исполнивший свою роль в конце 80-х.

И вот стараниями Максима Диденко я вновь теперь увидел «Норму», буквально словно столкнувшись с ней в первый раз. И был увлечён, и поражён, и восхищён, и взбудоражен её злободневной актуальностью.

Из хорошего: в спектакле очень много Сорокина. И не только в виде текста. Сохранён его абсурдизм, медитативное однообразие и затянутость. Когда я только шёл на предпремьерный прогон, очень боялся, что увижу водевиль или клип по мотивам любимого текста. Но нет, это — внимательная и грамотная инсценировка. Именно такая, какой она и должна быть.

Во-вторых, это очень красивый спектакль. Просто в хорошем смысле «дорого-богато». Сложные концептуальные декорации, маппинг, спецэффекты, синхронные движения актёров, выверенные до секунды. Чувствуется, что за всем этим стоит титаническая работа, за которой интересно и приятно наблюдать, как за всякой выдающейся работой профессионалов. М.б. эти мои слова прозвучат ещё более банально, чем предыдущие, но, честное слово, как же надоела самодеятельность в современном искусстве, которая прикрывает концептуальностью свою лень.

В-третьих, и это для меня самое важное, Диденко предложил свою трактовку мира «Нормы», которую я с готовностью принял, хотя она и стала для меня полной неожиданностью. Мне казалось всегда, что в этом романе описывается неприятная, враждебная людям, но очень природная, натуральная, «почвеническая» реальность. Экскременты, рыхлая земля, которая жаждет любви, парники в огороде МатринАлексеевича… Всё это такое натуральное и природное.

Но «Норма» Диденко — это завод. Фабрика по расчеловечиванию и убийству людей. А «почвеничество» — это лишь словесная смазка, которая позволяет ему работать стабильно и без сбоев.

Вообще у меня как старого рокера спектакль вызвал ассоциации с фильмом «Стена» Pink Floyd и одноимённым шоу Уотерса. Повторюсь, это было настолько красиво, что я даже готов простить авторам несколько символических шероховатостей, которые меня зацепили.

Постановка настолько яркая и зрелищная, что я очень рекомендую приводить на неё детей. Думаю, им понравится. Заодно начнут лучше понимать что-то в этой жизни.